Финансовый контроль Печать

Финансовый контроль

(Опубликовано в газете «Районный вестник» от 11 июля 2012 года №52 (10603))

 

Муниципальный финансо­вый контроль, являясь одним из этапов бюджетного процесса и важнейшей функцией управ­ления, призван содействовать успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдению законности, целе­сообразности и эффективности использования средств местно­го бюджета.

Датой создания государствен­ного финансового контроля в России принято считать 10 марта 1656 года, когда Указом А.М.Романова был учрежден Счетный приказ, который курировал ведение доходов и рас­ходов государства.

При Петре I высшим финан­совым учреждением России стал Сенат, были образованы Коллегии, а затем Ревизион - коллегии.

В эпоху Екатерины II произо­шло объединение Ревизион - коллегии и Камер - коллегии в составе губернских казенных палат. Александр I в 1810 г. учре­дил Главное управление реви­зии государственных счетов.

В 1892 году в России был при­нят закон о Государственном контроле и его высший орган был самостоятельным и равно­правным государственным ве­домством.

В период революции ВЦИК утвердил Положение о рабо­чем контроле. В советское вре­мя контрольные органы не раз реорганизовывались. В итоге сложилась система, которая включала в себя: партийный, го­сударственный, народный и общественный контроль, но систе­ма не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.

11 января 1995 года был принят федеральный закон (№ 4-ФЗ) «О Счетной палате РФ» и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля, незави­симый от исполнительной вла­сти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами. Также, в соответ­ствии с Бюджетным кодексом РФ, контрольно-счетные органы были образованы в субъектах РФ.

Счетная палата является по­стоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Феде­ральным собранием РФ и по­дотчетным ему. В компетенцию Счетной палаты входит кон­троль над исполнением доход­ных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Счетная палата осуществляет контроль над испол­нением федерального бюджета на основе принципов законности, независимости, объектив­ности, ответственности, гласно­сти и плановости.

На этих же принципах осно­вывается и муниципальный финансовый контроль только на уровне муниципального об­разования.

Муниципальный финансовый контроль в Первомайском райо­не осуществляет финансовое

управление администрации. В районе выстроена четкая си­стема муниципального финансового контроля, позволяющая своевременно предупредить, выявить и пресечь финансовые нарушения. Система включает в себя три этапа: предваритель­ный, текущий и последующий контроль.

Во время осуществления предварительного контроля каж­дый муниципальный контракт (договор), связанный с исполь­зованием средств бюджета Пер­вомайского района, проходит три обязательных согласова­ния: экономическое, финансо­вое и правовое. Согласование проходят все муниципальные контракты (договоры) без ис­ключения, а также причастные к ним финансовые документы.

Тем самым контролируется и ценовой фактор, и правовая за­щищенность средств бюджета, и соблюдение норм Бюджетного кодекса РФ, требующих заклю­чения сделок только в пределах выделенного объема лимитов бюджетных обязательств. Далее производится подтверждение заявки на размещение муници­пального заказа.

Текущий контроль осущест­вляет сектор муниципального казначейства во время финан­сирования заявок учреждений, т.е. во время совершения опера­ций по оплате муниципальных контрактов (договоров) и испол­нения других денежных обяза­тельств. Все платежные доку­менты проверяются на предмет правильности их оформления, целевого характера платежей и соответствия расходов утверж­денным лимитам бюджетных обязательств.

Последующий муниципаль­ный контроль осуществляет сектор контрольно-ревизионной работы путем проведения пла­новых ревизий, а при необхо­димости и внеплановых про­верок. Цель ревизий - контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств рай­онного бюджета и учреждений (детских садов, школ, музея, библиотек и т.д.), а также орга­низаций, получающих средства районного бюджета. Периодичность таких ревизий определе­на нормативно-правовым актом - один раз в три года. Во время ревизии делается углубленный анализ финансовой деятель­ности учреждения за проверяе­мый период путем проверки бух­галтерской и другой отчетности, распорядительных документов. По окончании составляется акт и выдается представление по устранению выявленных на­рушений и недостатков. Обя­зательным условием является контроль за их устранением.

За 2011 год и 6 месяцев т.г. сек­тором контрольно-ревизионной работы проведено 16 ревизий исполнения смет расходов му­ниципальных учреждений, три ревизии исполнения бюдже­тов, две ревизии финансово-хозяйственной деятельности и одна тематическая проверка.

Информации о плане кон­трольных мероприятий, о    результатах проведенных ревизии, в соответствии с законодатель­ством, постоянно размещаются на официальном сайте администрации Первомайского райо­на по электронному адресу 1maysk.ru в разделе «Муници­пальный контроль».

В соответствии с Федераль­ным Законом от 8 мая 2010 года №83-ФЗ с 1 января 2012 года в районе произошли изменения типа учреждений на казенные, бюджетные и автономные. Последние получают больше са­мостоятельности в расходова­нии бюджетных средств (финансирование через субсидии), но одновременно это прибавляет и ответственности, в том числе и в плане ведения бухгалтерского учета.

Даже хорошо организованный муниципальный финансовый контроль, включающий в себя разнообразные механизмы, не может гарантировать полного отсутствия нарушений со стороны учреждения. Практика ревизий и проверок показыва­ет, что наличие нарушений, их количество зависят не от типа учреждения, а от действий, от­ветственности и грамотности руководителей учреждений и главных бухгалтеров.