Казначейское исполнение районного бюджета |
(Опубликовано в газете «Районный вестник» от 6 июня 2012 года №42 (10593))
Казначейское исполнение районного бюджета
Крепко государство казною
Важнейшим этапом бюджетного процесса, на котором осуществляется реализация намеченных прогнозов, планов, задач, является исполнение бюджета, одним из участников которого является казначейство. Казначейская служба известна со времен Древней Руси. В то время появились казначеи. Они являлись хранителями княжеских ценностей, которые назывались казной. Дальнейшее развитие связано с финансовыми преобразованиями Петра I, эпохой царствования Екатерины II, а также реформами Александра I в результате которых 15 февраля 1821 года резолюцией императора «Быть по сему», был создан Департамент Государственного казначейства в структуре Министерства финансов Российской империи, ставший ядром всей системы казначейской службы России. Именно с 1821 года в Российской Империи окончательно сложился и впоследствии был усовершенствован и отлажен механизм деятельности казначейств. После февральской революции 1917 года в России был осуществлен переход с казначейского на банковскую систему исполнения бюджета, которая просуществовала около 70 лет. В начале 90-х годов в результате образования множества коммерческих банков произошло ослабление контроля за своевременным и целевым использованием бюджетных средств, что послужило одной из главных причин восстановления в России казначейства. Так с 1992 года начался современный этап его развития. В Первомайском районе переход на казначейское исполнение районного бюджета произошел в 2004 году. Отличием казначейского исполнения бюджета от банковского является аккумулирование всех доходов и финансирование расходов с единого счета бюджета, минуя счета коммерческих банков, которые зачастую использовали бюджетные средств в качестве своих кредитных ресурсов. Данная схема обеспечивает исполнение одного из принципов бюджетной системы, закрепленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, принципа единства кассы. При казначейском исполнении расходы производятся в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета, от имени и по поручению муниципальных учреждений, через систему лицевых счетов. При этом обязательно соблюдаются две последовательные процедуры – санкционирование и финансирование. Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным бюджетом и обеспечены поступлениями в бюджет доходов и заимствований. Все платежные документы проверяются на предмет правильности их оформления, целевого характера платежей, соответствия расходов утвержденным лимитам бюджетных обязательств. За 2011 год районный бюджет исполнен в объеме 454 млн. рублей, ни одна копейка из которых не была оставлена без внимания с точки зрения эффективности и законности платежа. Серьезные изменения в процессе исполнения бюджета произошли с января 2012 года в связи со сменой типа учреждений на казенные, бюджетные и автономные в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Вместо привычного сметного финансирования, финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений стало осуществляться путем предоставления субсидий на выполнение муниципального задания. Для учета операций с поступающими бюджетным и автономным учреждениям средствами открыты новые виды лицевых счетов. Деятельность каждого типа учреждений регламентируется разными нормативными актами: казенных - Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетных и автономных – Федеральным Законом «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом «Об автономных учреждениях». Кроме федерального законодательства необходимо соблюдение муниципальных и отраслевых нормативных правовых актов. Все это требует различных схем прохождения платежного документа от учреждения до конечного получателя, что немыслимо без использования программных продуктов. При исполнении бюджета Первомайского района используются два программных комплекса – АЦК «Планирование» и АЦК «Финансы». Важной составной частью работы по исполнению бюджета является экономический анализ результатов его исполнения. Выводы экономического анализа используются для: объективной оценки результатов исполнения бюджета; выявления причин отклонений от утвержденных (уточненных) показателей; разработки предложений и рекомендаций, направленных на выявление резервов укрепления доходной базы бюджета, обеспечение поступления в установленный срок платежей по каждому источнику доходов; обеспечения своевременного финансирования расходов; укрепления финансовой дисциплины. Мы видим, что процесс исполнения бюджета представляет собой сложную, регламентируемую нормами права процедуру, соблюдение которой требует от всех участников огромной работоспособности, компетентности и профессионализма, способности принимать порой нестандартные решения для получения конечного результата. Но все трудности компенсируются построенными объектами, отремонтированными дорогами и зданиями, благоустроенными территориями, ведь как говорила Коко Шанель «Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать». |