Финансовый контроль |
Финансовый контроль(Опубликовано в газете «Районный вестник» от 11 июля 2012 года №52 (10603))
Муниципальный финансовый контроль, являясь одним из этапов бюджетного процесса и важнейшей функцией управления, призван содействовать успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдению законности, целесообразности и эффективности использования средств местного бюджета. Датой создания государственного финансового контроля в России принято считать 10 марта 1656 года, когда Указом А.М.Романова был учрежден Счетный приказ, который курировал ведение доходов и расходов государства. При Петре I высшим финансовым учреждением России стал Сенат, были образованы Коллегии, а затем Ревизион - коллегии. В эпоху Екатерины II произошло объединение Ревизион - коллегии и Камер - коллегии в составе губернских казенных палат. Александр I в 1810 г. учредил Главное управление ревизии государственных счетов. В 1892 году в России был принят закон о Государственном контроле и его высший орган был самостоятельным и равноправным государственным ведомством. В период революции ВЦИК утвердил Положение о рабочем контроле. В советское время контрольные органы не раз реорганизовывались. В итоге сложилась система, которая включала в себя: партийный, государственный, народный и общественный контроль, но система не работала на достижение эффективности расходования государственных средств. 11 января 1995 года был принят федеральный закон (№ 4-ФЗ) «О Счетной палате РФ» и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля, независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами. Также, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, контрольно-счетные органы были образованы в субъектах РФ. Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным собранием РФ и подотчетным ему. В компетенцию Счетной палаты входит контроль над исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Счетная палата осуществляет контроль над исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, независимости, объективности, ответственности, гласности и плановости. На этих же принципах основывается и муниципальный финансовый контроль только на уровне муниципального образования. Муниципальный финансовый контроль в Первомайском районе осуществляет финансовое управление администрации. В районе выстроена четкая система муниципального финансового контроля, позволяющая своевременно предупредить, выявить и пресечь финансовые нарушения. Система включает в себя три этапа: предварительный, текущий и последующий контроль. Во время осуществления предварительного контроля каждый муниципальный контракт (договор), связанный с использованием средств бюджета Первомайского района, проходит три обязательных согласования: экономическое, финансовое и правовое. Согласование проходят все муниципальные контракты (договоры) без исключения, а также причастные к ним финансовые документы. Тем самым контролируется и ценовой фактор, и правовая защищенность средств бюджета, и соблюдение норм Бюджетного кодекса РФ, требующих заключения сделок только в пределах выделенного объема лимитов бюджетных обязательств. Далее производится подтверждение заявки на размещение муниципального заказа. Текущий контроль осуществляет сектор муниципального казначейства во время финансирования заявок учреждений, т.е. во время совершения операций по оплате муниципальных контрактов (договоров) и исполнения других денежных обязательств. Все платежные документы проверяются на предмет правильности их оформления, целевого характера платежей и соответствия расходов утвержденным лимитам бюджетных обязательств. Последующий муниципальный контроль осуществляет сектор контрольно-ревизионной работы путем проведения плановых ревизий, а при необходимости и внеплановых проверок. Цель ревизий - контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств районного бюджета и учреждений (детских садов, школ, музея, библиотек и т.д.), а также организаций, получающих средства районного бюджета. Периодичность таких ревизий определена нормативно-правовым актом - один раз в три года. Во время ревизии делается углубленный анализ финансовой деятельности учреждения за проверяемый период путем проверки бухгалтерской и другой отчетности, распорядительных документов. По окончании составляется акт и выдается представление по устранению выявленных нарушений и недостатков. Обязательным условием является контроль за их устранением. За 2011 год и 6 месяцев т.г. сектором контрольно-ревизионной работы проведено 16 ревизий исполнения смет расходов муниципальных учреждений, три ревизии исполнения бюджетов, две ревизии финансово-хозяйственной деятельности и одна тематическая проверка. Информации о плане контрольных мероприятий, о результатах проведенных ревизии, в соответствии с законодательством, постоянно размещаются на официальном сайте администрации Первомайского района по электронному адресу 1maysk.ru в разделе «Муниципальный контроль». В соответствии с Федеральным Законом от 8 мая 2010 года №83-ФЗ с 1 января 2012 года в районе произошли изменения типа учреждений на казенные, бюджетные и автономные. Последние получают больше самостоятельности в расходовании бюджетных средств (финансирование через субсидии), но одновременно это прибавляет и ответственности, в том числе и в плане ведения бухгалтерского учета. Даже хорошо организованный муниципальный финансовый контроль, включающий в себя разнообразные механизмы, не может гарантировать полного отсутствия нарушений со стороны учреждения. Практика ревизий и проверок показывает, что наличие нарушений, их количество зависят не от типа учреждения, а от действий, ответственности и грамотности руководителей учреждений и главных бухгалтеров.
|