Интервью главы местного самоуправления Первомайского района |
Деньгами надо управлять
(Опубликовано в газете «Районный вестник» от 25 августа 2012 года №65 (10616))
Осень для работников финансовой сферы муниципалитета – горячая пора: формируется бюджет будущего года. О том, каким он будет, рассказывает глава местного самоуправления Первомайского района Елена Анатольевна Лебеднова. - Елена Анатольевна, поселения Первомайского муниципального района объединились в городской округ. Насколько изменятся состав участников бюджетного процесса и их полномочия с января 2013 года? - В результате объединения муниципальных образований в городской округ состав участников бюджетного процесса не изменится, а сократится их число на количество участников бюджетного процесса поселений. Полномочия участников бюджетного процесса городского округа объединят в себе полномочия муниципального района и полномочия поселений. Состав участников бюджетного процесса определен Бюджетным кодексом Российской Федерации, согласно которому участниками бюджетного процесса с января 2013 года станут глава округа, представительный и исполнительно-распорядительный органы городского округа, органы финансового контроля, главные администраторы, распорядители и получатели бюджетных средств. Так как вся территории Первомайского района преобразована в единую территориально-административную структуру, то и бюджет округа станет единым. - Низкая доходность бюджетов поселений сводила к минимуму реализацию социальных программ за счет их собственных средств, что в конечном итоге привело к передаче необеспеченных финансами полномочий поселений на районный уровень. Не превратятся ли намерения увеличить возможности развития сельской инфраструктуры в предвыборные обещания будущих депутатов городского округа? -Устойчивое развитие каждого муниципального образования должно основываться на самодостаточности. Самостоятельность местных органов управления и местного самоуправления не может быть обеспечена, если для этого не будут реальные доходные возможности. На сегодняшний момент, как вы справедливо заметили, налоговая база сельских поселений крайне незначительна для решения всех стоящих перед ними задач. Дефицит собственных финансовых ресурсов – главная проблема бюджетов поселений, поэтому самостоятельное исполнение сельскими поселениями полномочий по решению вопросов местного значения отрицательно сказалось на социально-экономическом развитии территорий сельских поселений. Для устойчивого развития сельских поселений, принятия грамотных решений по развитию территории необходима также эффективная управленческая основа - наличие служб по решению финансовых и экономических вопросов, вопросов муниципального заказа, управления имуществом и многих других. Создание и содержание данных служб, кроме значительных финансовых средств, требует наличия квалифицированных, компетентных кадров, имеющих опыт работы в сфере управления. Низкая доходная база и отсутствие кадрового потенциала в совокупности привели к процедуре передачи полномочий. После объединения и аккумулирования всех доходных источников в одном бюджете появится значительно больше возможностей для оперативного реагирования на нужды каждой территории, что будет способствовать повышению качества жизни каждого жителя. Отвечая на вторую часть вашего вопроса, за всех, кого изберут первомайцы в новую городскую Думу, ручаться не буду. С действующим составом Земского собрания нам удалось сделать многое для развития Первомайского района. В преддверии выборов хочется сказать самые искренние слова благодарности за продуктивную работу и отсутствие проволочек из-за пустословных дебатов в принятии решений по тем или иным вопросам. Благодаря слаженному взаимодействию представительной и исполнительной власти нам удалось стать активными участниками многих федеральных и региональных проектов и программ. Только поэтому в дома первомайцев приходил газ, ремонтировались дороги и водопроводы… Одним словом, район жил. - Бюджет будущего года начинает формироваться с июля месяца предыдущего. Несколько слов о структуре и главных ориентирах бюджета 2013? - Как и в предыдущие годы бюджет 2013 года будет направлен на решение социальных задач и развитие социальной и инженерной инфраструктуры. Структура бюджета кроме расходов на содержание существующей сети учреждений, будет включать расходы инвестиционного характера. Главные ориентиры бюджета 2013 года – это решение основных проблем территорий: водоснабжения, водоотведения, утилизации твердых бытовых отходов, дорожного хозяйства. Будет продолжена газификация сельских населенных пунктов. - Каковы ваши прогнозы социально-экономического развития городского округа г.Первомайск с единым бюджетом и его преимущества по отношению к Первомайскому району – с консолидированным? - Любое муниципальное образование является открытой экономической и социальной системой, поэтому решение вопросов местного значения тесно вплетено в общую схему экономической и социальной жизни субъектов Российской Федерации и страны в целом. Отсутствие перспективы развития сельских поселений означает по существу отсутствие перспективы развития государства. Для устойчивого развития территории необходима положительная динамика всех элементов социально-экономического развития: финансовых, организационных, производственных, управленческих, правовых и социальных. Отсутствие или нарушение одного их них приводят к проблемам в других. Финансовая несостоятельность бюджетов сельских поселений свела на нет и без того мнимую самостоятельность их органов управления, полномочия которых осуществлялись у всех на виду: расчистка дорог от снега и противопожарная опашка территорий. На какую-либо иную самостоятельность у поселений средств нет. Главнейшим преимуществом единого бюджета городского округа является более эффективное использование средств путем оперативного перераспределения сложившейся экономии в определенных направлениях расходов на другие цели. С единым бюджетом мы получаем право направлять средства и на развитие сельских территорий. В этой связи нельзя не вспомнить слова Сенеки «Деньгами надо управлять, а не служить им». Из-за отсутствия необходимости согласования планов и программ с органами местного самоуправления поселений, значительно сократится время на принятие и реализацию управленческих решений, что будет способствовать оптимизации структуры управления и, что не маловажно, сокращению документооборота. Так что преимуществ единого округа с единым бюджетом немало, и все они - в пользу каждого населенного пункта на территории муниципального образования.
Вопросы задавала Светлана ПАРАМОНОВА.
|