01.04.2019 Россияне получат цифровые профили Печать

В цифровых профилях будет содержаться информация об их паспортных данных, страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и идентификационном номере налогоплательщика (ИНН), а также результаты предоставления государственных и муниципальных услуг. Соответствующий документ размещен на портале проектов нормативных правовых актов. В законопроекте, в частности, говорится о том, что инфраструктура цифрового профиля будет выстроена на базе информационных систем в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Это даст возможность физлицам, юрлицам и госорганам обмениваться информацией в электронном виде, что упростит совершение покупок, получение кредита и госуслуг в онлайн-режиме. Граждане и компании могут потребовать не использовать сведения о них в цифровом профиле. В ряде случаев, предусмотренных законами РФ, согласие человека на использование его данных не нужно. Концепция цифрового профиля разработана Банком России и компанией "Ростелеком" в конце 2018 года. Планировалось, что с согласия хозяина в цифровом профиле будут находиться достоверная информация о нем на платной основе. Это должно уменьшить операционные расходы бизнеса и предоставлять услуги россиянам оперативнее и дешевле. По словам заместителя главы Минкомсвязи РФ Максима Паршина, платформу планируют запустить в четвертом квартале 2020 года.

В новом документе предлагается дать следующие определения:

идентификатор - уникальное обозначение сведений о лице, необходимое для определения такого лица путем применения технических и (или) технологических способов;

идентификация, аутентификация лица - совокупность мероприятий по установлению идентификаторов и (или) сведений о лице, сопоставлению данных сведений с идентификатором или проверке данных сведений, а также по проверке лица на принадлежность лицу идентификатора (идентификаторов) посредством сопоставления идентификатора (идентификаторов) с имеющимися сведениями о лице, и установления обоснованности использования лицом идентификатора (идентификаторов), осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением сторон, в результате которых лицо считается установленным.».

В закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предлагается внести статью следующего содержания:

Цифровой профиль

1. Цифровой профиль является совокупностью сведений о гражданах и юридических лицах , содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в единой системе идентификации и аутентификации.

Инфраструктурой цифрового профиля является совокупность информационных систем в единой системе идентификации и аутентификации, обеспечивающих доступ к цифровому профилю.

2. Инфраструктура цифрового профиля создается в целях обмена сведениями в электронной форме между физическими лицами, организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

3. С помощью инфраструктуры цифрового профиля, в том числе, обеспечивается:

1) идентификация и аутентификация физических и юридических лиц;

2) доступ к цифровому профилю и предоставление сведений, входящих в цифровой профиль, в электронной форме физическим и юридическим лицам;

3) предоставление и обновление по запросу государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и иных организаций сведений о физическом или юридическом лице, содержащихся в цифровом профиле, в том числе содержащихся в государственных информационных системах, информационных системах организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

4) получение и отзыв согласия на обработку персональных данных граждан и сведений о юридических лицах в случаях, предусматривающих получение сведений о гражданине или юридическом лице с использованием инфраструктуры цифрового профиля;

5) предоставление сведений для формирования запросов на получение государственных и муниципальных услуг или исполнение государственных и муниципальных функций;

6) хранение сведений о гражданах и юридических лицах, в том числе результатов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В законопроекте также прописан порядок идентификации и аутентификации лица.

(При подготовке информации использовался материал с интернет – портала государственных и муниципальных услуг Нижегородской области gu.nnov.ru)