На территории городского округа а имеется 5 мест, где находятся огромные гранитные валуны, принесенные Днепровским оледенением 170-250 тысяч лет назад с Кольского полуострова. К ним ранее мордва (с 6 века), а затем (с 18 века) православные – схимонах Марк и преподобный Серафим Саровский и другие сподвижники из Саровского и близрасположенных монастырей и скитов приходили молиться и затворничать, живя возле них по нескольку лет в землянках и сторожках.
Первый, самый посещаемый и почитаемый православным народом гранитный валун (камень) находится на памятнике природы «Урочище Скит», в квартале № 24 Кременковского участкового лесничества, в 390 метрах северо-западнее поселка Лесозавода и бывшего Введенского скита Серафимо-Понетаевского женского монастыря и в 400 метрах северо-восточнее правого берега реки Сатис и границы Первомайского района с Дивеевским. По народным преданиям, у этого гранитного валуна молились и затворничали схимонах Марк и преподобный Серафим Саровский. И не случайно культовый объект – Введенский женский скит был возведен вблизи святилища предыдущих верований – гранитного валуна, на хуторе «Царская дача» Серафимо-Панетаевского монастыря и основан на земле пожалованной Александром 2 в конце 1860 года. В 1891 году нижегородский преосвященный Владимир совершил закладку каменного храма, на углах которого заложили кирпичи с дальней пустынки преподобного Серафима Саровского. Освящен в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы. В каменной ограде скита размещались 12 келий на 40 монахинь, срубленных из дерева и крестильня с трапезой. По всему периметру скита была изгородь из кирпича в виде кремлевской стены с зубчатым верхом. При Советской власти полностью разрушена. Сохранилось каменное здание крестильни с трапезой, три кельи, одна из которых сохранилась в первозданном виде, с каменной оградой со стороны сеней. В 1990 году
п. Скит вошел в состав памятника природы «Урочище Скит», который в 1996 году получил статус областного значения. Памятник природы служит местом обитания животных, занесенных в Красную книгу Нижегородской области – клинтуха, мухоловки-белошейки, обыкновенной гадюки, медянки.
Графинские пропасти
Возле устья долины ручья Прорва карстовые провалы разного возраста слились в единую котловину шириной 100-150 м, длиной 700м и глубиной от 5-6 до 10-12 м. На дне этой котловины – углубления, воронки, сухие русла ручьев. Многочисленные небольшие воронки, понижения и холмы создают ландшафт, напоминающий лунный. Большая часть углублений затянута суглинком, заросла травой и кустами. Видны свежие провалы диаметром 3-5 м, карстовые колодцы, заваленные глыбами известняка. Слышен шум ручья Прорва, водопадом срывающегося в жерло одной из воронок. Стенки демонстрируют чрезвычайно интересный для геолога разрез известняков с остатками древних морских организмов (фораминифер). В северной части памятника природы родники с чистой вкусной водой. Часть этих родников обустроена для удобства посетителей. На склонах котловины растет хвойно-широколиственный лес в возрасте 70-80 лет.
Исторически название рочища «Графинские пропасти» берет начало с 1887 года, когда по просьбе Александра Николаевича Карамзина, сына историка Н.М. Карамзина, его племянница графиня Клейнмихель, урожденная Мещерская (сестра его отца, Екатерина Михайловна, была замужем за князем Петром Ивановичем Мещерским), впервые приехала ознакомиться с имением в Макателеме и с чугунным производством
с. Большой Ташин Завод (позже г. Первомайск), чтобы получить его в наследство и продолжить дело. До 1917 года графиня Клейнмихель свято исполняла обещание, посещая чугунный завод, проезжая из Макателема, любила в этом месте останавливаться попить воды из родников, полюбоваться и послушать журчание ручья, уходящего под землю, а дорога в то время проходила именно по левому и правому берега оврага Прорва. Земля по обоим берегам оврага Прорва принадлежала графине Клейнмихель.
Дубрава у с. Нелей
Памятником природы является и дубрава у с. Нелей. Село Нелей (название мордовское – овраг с источником) расположено на обоих берегах вершины ручья (оврага) Верзеляй, в 14 километрах юго-восточнее города Первомайска. Считается, что поселение Нелей основано в конце 18 века дворянином Русиновым Иваном Григорьевичем. В 1898 году построена и освящена церковь каменная в честь апостолов Петра и Павла, в 100 метрах расположен погост.
Памятник природы сохраняет едва ли не единственный в районе островок высоковозрастной водораздельной дубравы. В первом ярусе древостоя преобладает дуб, присутствуют осина и береза. Возраст деревьев 120-140 лет, высота – 25-28 м., диаметр стволов – до 80-90 см. Некоторым дубам-исполинам почти два века. Местами выражен второй ярус, в котором преобладает липа, встречаются клен платановидный, осина, береза, вяз шершавый, единично – дуб. Разновозрастный подрост слагают эти же виды. В подлеске доминирует лещина, встречаются рябина, жимолость лесная, бересклет бородовчатый, малина. В Травостое преобладают сныть или осока волосистая, рядом с которым растут многие другие спутники дуба. Здесь много оврагов глубиной 3-6 м и шириной 10-30 м, на дне которых – заросли таволги и крапивы.
Рогожский парковый ансамбль
Рогожский парковый ансамбль, в котором располагалась усадьба А.Н. Карамзина (сына историка Н. Карамзина) и его супруги Н.В. Карамзиной (Оболенской) является государственным памятником природы областного значения. В 2001 году в посёлке Рогожка перезахоронены останки супругов Карамзиных.
В 1797 году царь Павел первый подарил села Малый и Большой Макателёмы наместнику пензенскому и нижегородскому князю Андрею Ивановичу Вяземскому. Потомок Рюриковичей, действительный тайный советник при царе, он в 1804 году дал согласие на замужество своей внебрачной дочери Екатерине Андреевне Вяземской писателю и историографу Николаю Михайловичу Карамзину и не пожалел за ней богатого приданого, в которое входили и земли в Макателёмах. Здесь, в родовом имении, долгие годы, до конца жизни жил их сын Александр Николаевич, снискавший за добрые дела имя благотворителя и преобразователя.
В родительское имение, с прислугой, садовником и доктором отправился А.Н.Карамзин после выхода в отставку с военной службы. Первыми его намерениями были разбивка большого сада, постройка больницы и школы для сельских ребятишек. Здесь он и поселился в местечке, названном Рогожкой по старинному ремеслу крестьян, которые промышляли плетением рогожки из липового лыка.
В 1871 г. А.Н.Карамзиным была открыта больница для инвалидов войны и престарелых, позднее приюты для детей-сирот и для калек, а также богадельня. Замечательное творение Александра Николаевича – Рогожский парк с уникальной системой живописнейших прудов – и в наши дни не потерял свою неповторимость.
Родник «Никола»
Памятник природы – система из четырех родников на левом берегу реки Алатырь, расположе в 800-900 метрах северо-восточнее села Шутилово. Это место в народе называется «Никола» в честь святителя Николая, который родился в третьем веке в городе Патары, области Ликии в Малой Азии, мощи его находятся в городе Бари в Италии.
Не будучи русским, святитель Николай (Николай угодник) стал самым почитаемым святым земли Русской, чествование которого святая церковь православная проводит 19 декабря и 22 мая (в числах) и еженедельно, каждый четверг. Скончался великий угодник Николай 6/19 декабря 342 года. При жизни и после своей кончины святитель Николай был благодетелем рода человеческого.
По рассказам старожилов много лет назад было на этом месте явление Николая Чудотворца. Стали приходить сюда люди молиться, и многие получили исцеление. С тех пор и почитают шутиловцы этого святого, в честь которого возникла идея поставить часовню. К работе приступили всем миром: благодетели взяли на себя финансовые расходы, местные предприятия помогли техникой, каменщики из Лукояновского района создали настоящую прелесть.
Часовенка очень удачно вписалась в пейзаж и стала визитной карточкой с.Шутилово.
Сверкающие «золотом» купола, черепичные крыши, кованая ограда – все это сделано творчески, на высоком профессиональном уровне.
Местные жители и гости охотно посещают живописный уголок.
**************************************
Также в с. Шутилово проходят похороны Стромы – уникальный обряд весенне - летнего цикла, который сохранился до сих пор в живом бытовании. Играется несколько дней на неделе после Троицы, с куклой, олицетворяющую Весну: обряд ее встречи, болезни, похорон и поминок. Такие обряды ученые относят к народным карнавалам. Вершина обряда – сами Похороны – приходятся на Заговенье – первое воскресенье после Троицы. В настоящее время данный обряд сохранился в очень немногих областях России и удостоен занесения в Красную книгу фольклора.
|